НИКОН (в миру Минов Никита) [май 1605, с. Вельдеманово под Н. Новгородом, ныне в Перевозском р-не Нижегородской обл. — 17.8.1681, близ Ярославля; похоронен в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон.], рус. церковный и гос. деятель, патриарх Всероссийский (1652—66), книжник, проповедник, духовный писатель, зодчий.
Из крестьянской семьи (отец мордвин); рано потерял мать. В отрочестве обучился грамоте и получил навык чтения Священного Писания. В 1617 ушел в мон., основанный прп. Макарием Желтоводским, но по настоянию родных вернулся домой. Ок. 1625 /женился и вскоре был рукоположен в священники. Через год переехал с семьей в Москву. После кончины 3 малолетних детей, определив супругу в моск. жен. Алексеевский мон., отец Никита отправился на Соловецкий архипелаг и в 1636 принял постриг в Анзерском Троицком скиту с именем Н. Подвизался под началом скитоначальника прп. Елеазара; занимался иконописанием, участвовал в начале строительства каменной скитской церкви. Ок. 1639 из-за конфликта с Елеазаром Н. покинул Анзер; по пути на материк в бурю лодку выбросило на о. Кий; здесь Н. установил деревянный крест и дал обет создать на месте своего спасения монастырь. Продолжив путешествие вдоль р. Онега, пришел в Кожеозерскую пустынь и был принят в братию. Весной 1640 получил благословение удалиться на пустынный остров на о. Коже, где построил келью и жил по чину Анзерского скита. В 1643 избран игуменом Кожеозерской обители; завершил ее восстановление, длившееся 10 лет после пожара. Приехав по делам в Москву, Н. был принят царем Алексеем Михайловичем и в 1646 поставлен патр. Иосифом архимандритом моск. Новоспасского монастыря. Руководил сооружением Спасо-Преображенского собора, второго по величине в столице. Ходатайствуя за бедных вдов и сирот, Н. сблизился с царем, его духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым и др. ревнителями благочестия. Как участник Земского собора 1648—49 Н. подписал Соборное уложение 1649, против которого и за ликвидацию Монастырского приказа впоследствии активно выступал.
11.3.1649 Н. рукоположен в епископы, назначен на Новгородскую кафедру и возведен в сан митрополита. В епархии осуществил ряд мер, частично санкционированных церковными соборами 1649 и 1651: ввел строгую чинность в богослужении, единогласное чтение и пение, греч. и киевские распевы, устную проповедь. В детинце возвел каменную Крестовую палату, возобновил литьё колоколов; в Хутынском монастыре устроил типографию; по грамоте царя ведал в епархии церковным судом; закрыл кабаки в воскресные и праздничные дни. Во время Новгородского восстания 1650 Н. был избит бунтовщиками, однако своими увещеваниями удержал их от кровопролития; способствовал мирному разрешению конфликта, упросив царя помиловать раскаявшихся участников. В 1652 Н. перенёс из Соловецкого мон. в Москву мощи митр. Московского Филиппа II.
25.7.1652 возведен в патриархи. Н. стремился построить с царем, именовавшим его «собиным другом», отношения, основанные на византийском принципе симфонии духовной и светской власти: С весны 1653 при поддержке царя Н. проводил богослужебные реформы, состоявшие в унификации рус. и греч. церковных обрядов: были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг; в крестном знамении двоеперстие заменено троеперстием; установлено направление движения при крестных ходах вокруг храма «противу солонь» (против солнца); изменены число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах; во время богослужения возглас «аллилуйя» стал звучать трижды (вместо «сугубой аллилуйи») и др. В основу исправления книг и обрядов были положены, кроме древних рукописей, и новогреч. издания, принятые к этому времени в т. ч. в южнослав. странах, что укрепило церковно-политич. связи России с ними и способствовало единению со вселенским православием. Справщики широко использовали богослужебные книги, изданные на укр.-белорус. землях. У значительной части рус. духовенства реформы вызвали недовольство, приведшее в дальнейшем к церковному расколу.
По просьбе царя Н. участвовал в решении разл. вопросов гос. жизни. Во время походов рус. войска против Речи Посполитой (кампании 1654, 1655) и Швеции (1656—58) являлся главой правительства. Запретил иностранцам, не принявшим православие, носить рус. одежду, строить храмы своих конфессий. В моровое поветрие 1654 принял меры к сохранению царской семьи. После присоединения к России ряда территорий в результате войны с Речью Посполитой патриарший титул Н. по указу царя был расширен добавлениями «великий государь» и «всея Великия и Малыя и Белыя России». Н. отстаивал самостоятельность и независимость Церкви от светской власти; основываясь на словах свт. Иоанна Златоуста утверждал, что священство выше царства: священник получает власть путем преемства благодати через апостолов от Самого Христа, а царю Бог даровал власть чрез архиерейское благословение. Все это привело к конфликту с царем; 10.7.1658 Н. оставил кафедру и, не отказавшись от патриаршего сана, удалился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Церковный собор 1660, созванный по инициативе царя и состоявший из рус. иерархов, предложил лишить Н. сана, но это не осуществилось. На Большом Московском соборе 1666—1667 с участием патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского Н. был низложен, лишен священства и сослан как простой монах в Ферапонтов монастырь. В ссылке выращивал лекарственные травы, лечил больных; занимался строительством своих келлий. Летом 1676 Н. переведен в Кирилло-Белозерский монастырь с ужесточением условий содержания; принял схиму без перемены имени. В июне 1681 Н. был помилован царем Федором Алексеевичем; скончался по дороге из ссылки; погребен по архиерейскому чину; в 1682 разрешительными грамотами вселенских патриархов восстановлен в патриаршем сане. Вскоре началось почитание Н. в местах его служения и в устроенных им обителях.
Н. основал Иверский монастырь на Валдае (1653), Крестный Кийостровский монастырь (1656), Воскресенский муж. (1656) и Вифанский жен. (ок. 1658) монастыри в Новом Иерусалиме, Ново-Духов мон. в Боровичах (1-я пол. 1660-х гг.). Обители были общежительными, с многонациональным составом насельников и строгим уставом; создавались как очаги монашеской учености и церковных художеств.
По заказу Н. на Афоне для России были выполнены 2 списка Иверской иконы Божией Матери, а также список образа Божией Матери «Троеручица» (1661). Н. построил в моск. Кремле новые Патриаршие палаты (1652—56); продолжил комплектование Патриаршей б-ки; собрал коллекцию гравюр (270 «листов фряжских») и часов разного типа; возглавил моск. Печатный двор (1653), где были изданы новые богослужебные книги и сб-ки, утверждающие реформы, – «Кормчая» (1653), «Скрижаль» (1655—1656); основал типографию в Иверском мон. (1658—1659); сформировал крупнейшую б-ку в Новом Иерусалиме. По благословению Н. были открыты в Москве: духовное училище при Андреевском монастыре (1652), в котором преподавали киевские ученые старцы; греко-лат. школа иеромонаха Арсения Грека (1653); школа церковного пения иеродиакона Мелетия Грека (1657); школы при Иверском и Воскресенском монастырях. Учреждена Вятская и Великопермская епархия (1657).
Н. принадлежит обширное лит.-публицистич. наследие: многочисленный и разнообразный эпистолярий; документы, связанные с тяжбами и подготовкой церковного суда над ним; окружные послания, 2 из которых – о моровом поветрии и основании Крестного мон. – изданы на моск. Печатном дворе (1656); поучение священному чину и причетникам (1654); духовно-назидательные сочинения: «Наставление царю» (1662), завещание-устав для братии Воскресенского мон. (1-я пол. 1660-х гг.); «Слово богополезное» о создании Иверского монастыря в составе сб-ка «Рай мысленный» (1658); при участии Н. составлены предисловия к книгам «Служебник» (1655), «Скрижаль» (1655—1656); в составе последней — вопрошение к восточным патриархам о крестном знамении. В самом крупном и сложном по структуре и содержанию полемич. сочинении Н. – «Возражении» на вопросы боярина С.Л. Стрешнева и ответы Газского митрополита Паисия Лигарида – изложены его церковно-богословские взгляды, в т. ч. на соотношение духовной и светской властей. Письменное наследие Н. опирается на традиции ср.-век. культуры и отражает тенденции зарождающейся культуры Нового времени, связанные с возрастанием личностного начала.
Строительная деятельность Н. продолжает традиции монументального зодчества Руси; отличается символизмом, иконографич. и технологич. новшествами. Н. был заказчиком и зодчим в одном лице; для его гражданских сооружений характерны иерархичность, функциональность, сочетание каменных и деревянных помещений; храмоздательство развивает архитектурно-богословские идеи храма-града Иерусалима Горнего, воспроизводит святыни и сооружения Афона и Св. Земли, знаменуя духовное единство православного мира и воплощая образы Царства Небесного.
Изд.: Известие о рождении и воспитании и о житии святейшаго Никона, патриарха Московскаго и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным (с печатнаго издания 1817 года, сличеннаго с тремя древнейшими списками). М., 1871; Palmer W. The Patrisrch and the Tsar: History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A.D. 1666-1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. London, 1873-1876. Vol. 1-6; Дело о Патриархе Никоне. СПб., 1897; Patriarch Nicon on Church and State: Nicon’s “Refutation” [“Возражение, или Разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на вопросы Паисиовы”, 1664 г.] / Edited, with introduction and notes by Valerie A. Tumins and George Vernadsky. Berlin – New York – Amsterdam, 1982. С. 80-673; Патриарх Никон. Труды / Авт.-сост. В.В. Шмидт. М.: МГУ, 2004; Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Науч. ред. чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. М.: Индрик, 2007; Румянцева В.С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII века. Из рукописного наследия патриарха Никона: «Правила христианской жизни (“нужнеишиа Заповеди”)». Исследование и публикация. М.: ИРИ РАН, 2010.
Лит.: Зызыкин М. В. Патриарх Никон. его государственные и канонические идеи: В 3 ч. Варшава, 1931–1939 (М., 1995); Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона» / Отв. ред: чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003; Она же. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины-второй половины XVII века. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011; Шмидт В.В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М.: РАГС, 2008. № 3-4 (44-45); Воробьева Н.В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона. Монография. Омск, 2008; Зеленская Г.М. Патриарх Никон – зодчий Святой Руси. М.: Паломник, 2011.
С.К. Севастьянова, Г.М. Зеленская
Статья опубликована: БРЭ. Т. 23