Реконструкция биографии Святейшего Патриарха Никона, воссоздание максимального количества событий с его участием и их объективная оценка, описание условий и причин, способствовавших его литературно-публицистической и полемической деятельности, крупным церковным и государственным деяниям – все это чрезвычайно интересное, но непростое и требующее глубокого осмысления источников дело. Идея создания Летописи жизни и литературной деятельности родилась на Никоновских чтениях, которые проводятся в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» с 1998 года. Галина Митрофановна Зеленская, тогда заместитель директора по научной работе музея, высказала мысль о том, что выдающиеся деятели культуры, литературы и искусства нового времени давно имеют хронологические описания жизни, есть Летопись жизни протопопа Аввакума, составленная В.И. Малышевым, а Святейший Патриарх Никон, масштаб личности и значимость творений которого для духовной литературы, храмоздательства и церковного художества России неоспоримы, до сих пор не имеет такой Летописи.
В качестве первого шага в этом направлении пятнадцать лет назад была предпринята попытка собрать воедино ставшие известными и доступными нам по опубликованным источникам, рукописям и архивным документам сведения не только об отдельных фактах биографии Святейшего Патриарха, но и о выдающихся представителях русской и зарубежной истории и культуры — современниках Никона, его единомышленниках и недругах, а также людях, сочувствовавших судьбе Патриарха. Собранные материалы вышли отдельным изданием, увидевшим свет в 2003 году (Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона» / Редкол.: Е.К. Ромодановская (отв. ред.), Г.М. Зеленская, Б.Л. Фонкич. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003). Содержание книги, благодаря поставленной цели, способствует тоиу, чтобы по-новому оценить деяния Патриарха Никона, по-иному прокомментировать его литературно-публицистические произведения, лучше понять соотношение и конкретные связи выдающихся исторических деятелей XVII века. Без ссылки на это издание сегодня не обходится ни одна серьезная работа о Святейшем Никоне.
Наше внимание было сосредоточено прежде всего на материалах, определивших тематику и литературно-публицистическую специфику трудов Святейшего, особенности его авторского самосознания. Это задача по-прежнему является одной из приоритетных в нашей работе с источниками и в продолжающемся сегодня сборе материалов о Патриархе Никоне. Однако наиболее перспективным направлением в осмыслении трудов Святейшего нам видится более широкое понимание текста, не только как словесный (письменно зафиксированный) текст, а как любое знаковое, обладающее смыслом, образование, как явление культурологическое и семиотическое. Вслед за М.М. Бахтиным и Ю.М. Лотманом, под текстом мы понимаем знаковый комплекс, обладающий идейно-эстетическим замыслом, расширяющим границы значений используемых знаков или своих частей. «Истинно творческий текст» (М.М. Бахтин) осуществляет «диалогические отношения», являясь одновременно откликом на предыдущие высказывания и адресацией к духовно-инициативному, творческому отклику на него. В соответствии с таким подходом к оценке фундаментальных, имеющих государственный масштаб, деяний и частных, адресованных отдельным людям, поступков Патриарха Никона как знаковых, за перечнем исторических фактов и отдельных событий отчетливо выкристаллизовывается цельная личность Святейшего Патриарха Никона, чьи поступки всегда были глубоко осмыслены и базировались на духовных и культурно-исторических связях с другими эпохами и культурами, которые способствовали укреплению Православия в России, раскрытию его глубины и укоренению православного вероучения, демонстрировали преемственность Православной Церкви с древней церковью. Оставаясь в своих поступках верным и последовательным сторонником Православия, Патриарх Никон в своих трудах демонстрировал приверженность древнерусским традициям, был незаурядным книжником и строгим ортодоксом.