Паисий Лигарид (1610—1678), епископ Иерусалимской Церкви, митрополит Газы Иерусалимской, духовный писатель и один из главных оппонентов Патриарха Никона. В 1662 году он оказался в центре церковно-политической борьбы между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, сыграл решающую роль в подготовке церковного Собора 1666 года, осудившего Никона. Личности газского митрополита Паисия посвящена обширная литература. Практически вся она учтена в предлагаемых вниманию посетителей сайта двух статьях С.К. Севастьяновой, в которых представлен облик Паисия Лигарида — духовного писателя, слабо изученный учеными и почти не привлекавший внимание литературоведов и историков.
В одной статье «Лик и облик: патриарх Никон и Паисий Лигарид» детально изучены «портреты», которые друг другу написали Патриарх Никон и Паисий Лигарид. Одну из глав своей обширной книги о суде над Патриархом Никоном (она не издана на русском языке) газский митрополит посвятил характеристике наружности московского Патриарха, которую описал с применением физиогномических методик, а также со ссылками на героев античной культуры и словесности, благодаря которым был создан «звереобразный», уродливый, страшный и скорее карикатурный внешний облик Патриарха Никона. В свою очередь, Никон, независимо от Лигарида, создал собственную версию образа газского митрополита — характеристику его внутреннего мира, моральных и духовно-нравственных качеств. Объединив в своих литературно-публицистических и полемических сочинениях и устных высказываниях известные ему сведения о Лигариде и поступках митрополита, Патриарх создал портрет аморальной, безнравственной и богопротивной личности. Такая характеристика человека, вошедшего в царское окружение и пользовавшегося авторитетом у Алексея Михайловича, должна была насторожить и даже напугать истинных христиан откровенной неправедностью и нечестивостью деяний Паисия и оттолкнуть от Лиагарида всех, ратующих за чистоту, единство и неизменность православной веры.
Статья «Лик и облик» (скачать .djvu)
В другой статье «“Слово о мантии” — малоизвестное сочинение газского митрополита Паисия Лигарида» исследуется и публикуется сочинение, составленное Паисием Лигаридом по случаю вручения ему царем Алексеем Михайловичем архиерейской мантии. Содержание небольшого по объему «Слова о мантии» заключается в том, что газский митрополит письмом благодарил московского государя за подарок, объяснял символическое значение архиерейской мантии, раскрывал его глубокое духовное содержание.
Статья «Мантия» (скачать .djvu)
Для сравнения способов трактовки символико-аллегорического значения священнического облачения и методов изложения богословского материала, которые используют в своих сочинениях Патриарх Никон и Паисий Лигарид, посетителям сайта предложена еще одна статья С.К. Севастьяновой «Символика архиерейского облачения в трактовке патриарха Никона». Здесь приведены трактовки духовного значения богослужебных предметов и священнического облачения Патриархом Никоном, изложенные в его главной полемической книге «Возражение, или Разорение», и Паисия Лигарида, изложенные в «Отписке к болярину Симеону Лукъяновичю Стрешневу митрополита Паисiи Газскаго и на тридесять вопросов отвѣты новых обычаев Никоновых бывшаго патриарха московскаго во 171-м году».
Статья «Символика облачения» (скачать .pdf)