НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«НИКОНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2013»
29 октября 2013 года состоялось заседание секции Никоновских чтений «Новомученики и исповедники Российские», посвященное 75-летию кончины мученика Михаила Строева.
Михаил Степанович Строев был служителем Воскресенского монастыря, потомственным живописцем из династии Строевых, которые трудились в обители с XVIII столетия. По инициативе музея «Новый Иерусалим» впервые написана на основе документальных изобразительных источников икона мученика Михаила, изучены и опубликованы в сборнике «Никоновские чтения» архивные материалы, позволяющие проследить работу художников Строевых в Воскресенском монастыре на протяжении двух столетий.
Чтения открыл Владимир Анатольевич Левушкин, прочитавший доклад на тему: «Следственное дело» мученика Михаила Строева 1937 года в Государственном архиве Российской Федерации».
В.А. Левушкин является членом Общества почитателей памяти святителя Серафима (Чичагова). Он регулярно участвует в Никоновских чтениях, где выступает с результатами своих архивных изысканий о новомучениках, несших послушание в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в начале XX века: святителе Серафиме (Чичагове; † 1937), святителе Ионе (Лазареве; † 1937), мученике Михаиле Строеве († 1938). Трудами В.А. Левушкина введены в научный оборот следственные дела этих исповедников веры Христовой. Уазанные архивные документы никогда полностью не издавались, и в настоящее время В.А. Левушкин готовит их к публикации.
Заседание секции продолжила Галина Митрофановна Зеленская (Музей «Новый Иерусалим»), сделавшая сообщение на тему: «Художественное наследие мученика Михаила Строева: проблемы изучения». Были показаны утраченные и сохранившиеся работы художника, в том числе фрагменты настенной живописи в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, где Строевы расписывали Темничную и Гефсиманскую часовни.
Большой интерес вызвало сообщение об иконе святого Иоанна Предтечи, извлеченной в 2013 году из ниши на восточном фасаде Воскресенского собора. Это единственный сохранившийся на апсиде храма образ из трехчастной композиции Деисуса. Икона написана на медной доске; возможно, мученик Михаил Строев участвовал в ее создании или поновлении, но определенно говорить об этом можно будет только после реставрации образа. Илл. 1—8
Следующим выступавшим был Александр Иванович Якимов, иконописец из мастерской при храме святителя Николая Чудотворца в Клениках (г. Москва). Он прочел доклад на тему: «Поездка на Бутовский полигон 1 июня 2013 года, в день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших».
Эта поездка имела свою предысторию. На «Никоновских чтениях» 2011 года, где с участниками конференции делился опытом своей работы директор Мемориального Научно-просветительского центра в Бутово И.В. Гарькавый, организатор и ведущая Чтений Г.М. Зеленская предложила возложить к подножию Поклонного Креста на Бутовском полигоне камень из Ново-Иерусалимского монастыря. Руководство Мемориального центра в Бутово одобрило это предложение, и 1 июня 2013 года камень из основания колокольни Воскресенского обора с прикрепленной к нему памятной табличкой был возложен на Бутовскую Голгофу при участии А.И. Якимова, слушателей Никоновских чтений и прихожан Воскресенского монастыря. Илл. 9—19.
Завершилось заседание секции «Новомученики и исповедники Российские» выступлением священника Вадима Дюженко, настоятеля храма Вознесения Господня в с. Еремеево Истринского района Московской области. Доклад о. Вадима был посвящен служителю этой церкви преподобномученику Илие (Вятлину), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1938 году. По окончании выступления батюшке был торжественно вручен оформленный по его просьбе памятной табличкой камень для возложения на Бутовскую Голгофу от храма Вознесения Господня в с. Еремеево. Илл. 20—23.
Заседание секции вела Г.М. Зеленская (Музей «Новый Иерусалим»). Фотосъемку осуществлял А.А. Савчук (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, г. Москва).