Статья посвящена бытованию, иконографии и почитанию Иверской иконы Божией Матери в монастырях и архитектурных комплексах, возведенных Патриархом Никоном: Иверском монастыре на Валдае, Ново-Духовом в Боровичах, Крестном на Кий-острове, Воскресенском в Новом Иерусалиме, в патриаршем путевом стане в селе Владыкине Московского уезда.
Основной хронологический диапазон — вторая половина XVII в., дополнительно использованы материалы XVIII–XIX вв. Автор рассматривает вопрос о храмовых иконах четырех церквей, сооруженных и освященных Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Подчеркнута значимость Московского подворья Иверского монастыря на Валдае для распространения почитания Иверской иконы Божией Матери. Выявлены документальные свидетельства об изображениях Иверской иконы Пресвятой Богородицы, выполненные в XVII в. в технике ксилографии, шитья и серебряного литья. Представлена первая публикация Иверской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г. по благословению настоятеля Иверского монастыря на Валдае архим. Авраамия. Особое внимание уделено почитанию Иверской иконы в Ново-Иерусалимском монастыре, где в деревянном, а затем и в каменном храме Воскресения Христова было не менее двух списков афонского образа: большой и малый. Систематизация ранних иконографических вариантов и сопоставление их с более поздними аналогами свидетельствуют о влиянии образов Портаитиссы, особо чтимых в монастырях Патриарха Никона, на разнообразие изводов и размеров русских списков Иверской иконы Божией Матери конца XVII в.
Г.М. Зеленская «Иверская икона Божией Матери…»
>>> скачать (PDF) <<<